Самообразование :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

Самообразование

Меню раздела

    САМООБРАЗОВАНИЕ

           САМООБРАЗОВАНИЕ -  осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная  на обогащение своих профессиональных знаний  и совершенствование методических приёмов работы с детьми дошкольного возраста. 

            Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют  постоянного самообразования.

                                              Основные направления самообразования

    • ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
    • изучение научно-методической литературы;
    • изучение актуальных  достижений педагогической науки;
    • ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
    • ознакомление с передовым  педагогическим опытом.

    Темы по самообразованию

        Тему по самообразованию может предложить  заместитель заведующего по основной деятельности , а можно выбрать её самому.

           Выбирать тему самообразования можно:

    • каждый учебный год  новая тема,
    • обширная тема на несколько лет.

           Тема  по самообразованию должна быть нужной и перспективной  в сфере дошкольного образования. Целесообразно  выбирать тематику  с учётом  педагогического  опыта,  стажа.

    Молодые специалисты:

    • индивидуальный подход в образовательном процессе,
    • планирование образовательного процесса,
    • организация работы с семьями воспитанников.

                Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

    • современные методики и технологии в дошкольном образовании,
    • современные  формы работы с семьями воспитанников.

                 Для опытных мастеров:

    • практика наставничества и помощи молодым специалистам,
    • исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

                Советы педагогам,занимающимся самообразованием.

    • Изучая вопрос,  исследуйте несколько источников. Такой метод научит  вырабатывать  своё мнение.
    • Учитесь работать с каталогами. Это сохранит  вам время!
    • Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать.  Это пригодится вам для участия в  педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
    • Будьте  открыты  к инновациям  в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
    • Делитесь  опытом с коллегами!  

    Формы представления результатов самообразования

    • Доклад на педагогическом совете.
    • Консультация
    • Выступление на семинаре, семинаре-практикуме
    • Проведение открытого занятия
    • Творческий отчёт
    • Проведение развлечений, досугов
    • Наглядно-иллюстративный материал
    • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании. 

      

    Для педагогов:

    1. Рекомендации по планированию образовательного процесса 
    2. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе
    3. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении
    4. Система научно-методического обеспечения дошкольного образования в рамках реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании
    5. Организация деятельности детей на прогулке в летний оздоровительный период

    6. Трудовая деятельность на цветнике и огороде с детьми 4-6 лет

    7. Методы и приемы, используемые на занятиях

    8. Познавательно-исследовательская деятельность с водой

    9. Схема анализа занятия в дошкольном учреждении

    10. Сопровождение детской одаренности в образовательном процессе

    11. Организация работы с детьми адаптационных, прогулочных групп с кратковременным пребыванием

    12. Организация жизнедеятельности детей в летний оздоровительный период

    Знать, что:

    •  занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;

    • занятие характеризуется наличием познаватель­ной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки;

    • занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход и окончание.

    Учитывать, что:

    • в процессе обучения дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и овладевают специальными навыками (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте ставить или принимать учебно-познавательную задачу, планировать её достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими);

    • при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;

    •  преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания (им не терпится поскорее начать действовать) и уже не слушают, что говорит воспитатель, нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его чётко и кратко, сообщая лишь самое основное. Какую-то часть указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия;

    • непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость воспи­танников, небольшой объём памяти, быстрая утом­ляемость определяют специфику методов и средств обучения детей, продолжительность занятий.

       Вашему вниманию предлагаются два конспекта занятия на тему «Зима» для детей старшей группы. Занятие «Зима» с использованием исследовательского метода обучения желательно провести в нача­ле изучения темы. Следует учесть, что использование графической схемы в начале занятия — это методический приём, который обучает детей анализировать, выделять главную мысль, находить подтверждающие её факты, так как общеизвестно, что в дошкольном возрасте дети затрудняются в выделении главного и второстепенного. Использование исследовательских методов обучения на занятиях позволяет развивать у детей исследовательские умения: видеть проблемы, задавать вопросы, делать предположения, выводы, обобщать, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Цель исследовательского обучения — усвоение не только результатов, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности и развитие познавательных способностей.

    Занятие «Зима» с использованием проблемно-игровой технологии лучше провести как итоговое по данной теме. Его главными задачами являются обобщение и систематизация знаний детей.

    Конспект занятия на тему «Зима»

    с использованием исследовательского метода обучения (старшая группа)

    Задачи: уточнять и расширять представления о зиме, о явлениях неживой природы, характере жиз­недеятельности животных и людей зимой; развивать исследовательские умения: задавать вопросы, делать предположения, доказывать свою точку зрения, обобщать информацию; развивать внимание, память, связную речь; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

    Ход занятия Воспитатель (В.). Ребята, попробуйте отгадать тему нашего сегодняшнего исследования. А по­может вам в этом стихотворение, послушайте его внимательно.

    Воспитатель читает стихотворение Е. Авдиенко «Зима»:

    Вышел на просторы      Падают снежинки

    Погулять мороз.            Тихо с высоты.

    Белые узоры                 В белые метели

    В косах у берёз.            Утром до зари

    Снежные тропинки,      В рощу прилетели

    Голые кусты,                 Стайкой снегири.

    Дети высказывают свои предположения и прихо­дят к выводу, что речь пойдёт о зиме.

    Воспитатель рисует на доске овал и пишет в нём слово «ЗИМА».

    В. Правильно, ребята, тема нашего сегодняшнего исследования — одно из четырёх времён года — зима. Что в стихотворении говорит нам о наступлении зимы? Может быть, это стихотворение об осени?

    В ходе коллективного обсуждения воспитатель вместе с детьми находит в стихотворении признаки зимы и обозначает их цифрами: 1 — «вышел на про­сторы тогулять мороз», 2 — «белые узоры в косах у берёз», 3 — «снежные тропинки», 4 — «голые кусты», 5 — «падают снежинки тихо с высоты», 6 — «в белые метели утром до зари в рощу прилетели стайкой снегири».

    Воспитатель зарисовывает в кружках схематич­ное изображение текста стихотворения.

    В. А теперь давайте вспомним, что ещё каждый из вас знает о зиме.

    Воспитатель предлагает детям сесть за столы и каждому взять таблицу-схему и простой карандаш. Обращает их внимание на таблицу-схему и объясняет, что в колонке, в которой нарисовано облачко, они будут зарисовывать всё то, что происходит зимой с объектами неживой природы; в колонку, где нарисован заяц, — об объектах живой природы; где нарисован человек, — изменения в жизни людей в зимнее время.

    Дети высказывают свои суждения, схематично зарисовывая их в таблице-схеме.

    Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту.

    В. Ребята, а сейчас продолжим наше исследование дальше. Что бы вы ещё хотели узнать о зиме? Задавайте вопросы. В ходе нашего исследования мы обязательно ответим на них.

    Дети задают вопросы. Воспитатель схематично «зарисовывает» вопрос каждого ребёнка на мольберте. Если дети затрудняются в формулировании вопроса, педагог помогает им.

    —  Далее воспитатель задаёт детям проблемные вопросы:

    —  Как вы думаете, во всех ли странах бывает зимой снег?

    —  Как вы считаете, замерзают ли зимой моря и океаны?

    — Что случится, если не будет зимы?

    Дети высказывают свои предположения, рассуждают.

    В. Ребята, где и как мы можем найти ответы на наши вопросы?

    Дети высказывают свои предположения: узнать из книг, интернета, понаблюдать, посмотреть теле­передачи, задать вопросы взрослым.

    В. Очень многое мы можем узнать о зиме из разных книг, энциклопедий. Послушайте, какую интересную информацию о зиме я для вас подготовила.

    Воспитатель читает или рассказывает детям заранее подготовленный текст о зиме (сопровождает показом иллюстраций или картин), дети схематично изображают то, что они услышали, на своих таблицах-схемах.

    Физкультминутка «Зимушка-зима» (модель Т.А. Боровик).

    Кто в пушистой шубке белой (разводят руки в стороны) Лёгкой поступью и смелой(шагают на месте) Вышел в час утра? Это зимушка-зима (хлопают в ладоши)! На кудрях её пушистых (поднимают руки вверх) Много блёсток серебристых (плавно опускают вниз руки), Много серебра. Это зимушка-зима (хлопают в ладоши)!Рукавичкою взмахнула. И, куда бы не взглянула *(повороты головы), Стелет бел ковёр сама (разводят руки в стороны) Зимушка-зима (хлопают в ладоши)! Кверху руки поднимает (поднимают руки вверх), Вмиг деревья накрывает (приседают) Чистым серебром сама Зимушка-зима (хлопают в ладоши)!Нежно-нежно, белоснежно (шагают на месте) К нам идёт сама Зимушка-зима (хлопают в ладоши)!

    Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр и полюбоваться зимними пейзажами.

    В. Ребята, сейчас мы посмотрим слайды о зиме, полюбуемся этой прекрасной порой года. Будьте очень внимательны, так как из слайдов вы сможете узнать что-то новое о зиме.

    Под музыкальное сопровождение проводится показ слайдов с изображением зимнего пейзажа, жизни животных зимой, жизнедеятельности людей, зимних детских забав, видов спорта и др. Затем воспитатель просит детей присесть за столы и схематично зарисовать в своих таблицах-схемах то, что они узнали о зиме.

    В конце занятия воспитатель предлагает детям ответить на вопрос:

    — Что нового и интересного узнали о зиме?

    Высказывания детей, индивидуальная оценка воспитателем результатов деятельности каждого ребёнка.

    В. Ребята, удалось ли нам ответить на все наши вопросы? (Конечно, нет.)

    Для того чтобы узнать о зиме ещё больше, я предлагаю вам разделиться на три команды и продолжить исследование зимы в течение всей недели. Одна команда будет собирать информацию об объектах неживой природы, вторая — об объектах живой природы, третья — о жизни людей в зимний период.

    Воспитатель предлагает детям выбрать бэйджики с изображением облачка, зайчика или человека.

    В. Всю информацию, которую соберёте, вы зарисуете в своих таблицах-схемах и подготовите интересные сообщения. Исследование зимы мы с вами будем проводить и в детском саду, и дома.

    Конспект занятия на тему «Зима»

    с использованием проблемно-игровой технологии (старшая группа)

    Задачи: уточнять и систематизировать представления детей о зиме, жизни животных зимой; развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на листе бумаги; воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, же­лание заботиться о животных в зимний период.

    Ход занятия

    В. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, а помогут нам в этом музыка и народная песня. Присядьте поудобнее на ковёр.

    Воспитатель декламирует слова из народной песни «Снежная сказка» под музыкальное сопровождение.

    Тихо, как в сказке, хлопья снежные летят. Белою краской выкрашен сад. Танец снежинок, Новогодний бал. Кто-то ночью Мир заколдовал.

    Вьюга рисует

    На окошке свой узор,

    Стелет пушистый

    Белый ковёр.

    Сосны и ёлки

    Нарядились в белый мех.

    Долго, долго падает снег.

    В небе морозном белых хлопьев кутерьма,

    Снежные звёзды дарит зима.

    В. Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится? Почему? (Высказывания детей )

    Игра «Укрась слово».

    В. Ребята, давайте подарим зиме красивые слова. У меня зима снежная, а у вас?(Холодная, суровая, чудесная, морозная, весёлая, ветреная, красивая, хрустальная, волшебная, необыкновенная, загадочная.)

    Если дети затрудняются, воспитатель расширяет представления детей.

    В. Вот какая разная бывает зима!

    Игра с мячом «Ты моя частичка».

    В. Ребята, давайте поиграем в игру «Ты моя ча­стичка». Я начинаю: я — зима, ты моя частичка. Ты кто? (Снег, сугроб, санки, мороз и т.д.)

    Игра «Угадай-ка».

    Воспитатель предлагает детям присесть за столы и поиграть в игру «Угадай-ка», посредством которой уточняются и закрепляются знания детей о животных.

    В. У каждого из вас лежат разные картинки. Посмотрите на них. Будьте внимательны. Если на вашей картинке будет изображено то, что я загадала, под­нимите картинку вверх.

    Тот, кого я загадала, зимой спит. Кто это? (Мед­ведь, ёж, уж, лягушка, божья коровка, муха, пчела, стрекоза.)

    Тот, кого я загадала, зимует в тёплых краях. Кто это? (Стриж, ласточка, скворец, аист, журавль, лебедь, грач, цапля.)

    Тот, кого я загадала, ищет пищу в зимнем лесу. Кто это? (Заяц, волк, лиса, лось, белка, дятел, сорока, синица, снегирь.)

    Далее воспитатель предлагает детям ответить на проблемные вопросы.

    В. Ребята, как вы думаете, почему так говорят?

    Для медведя зима — короткая. Для синички — длинная. Для зайчика — страшная.(Высказывания детей.)

    Воспитатель подводит итог.

    В. Молодцы, ребята, вы правильно сказали, что и зверям, и птицам тяжело зимой. Хоть и спасают их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. А что вы можете сделать для них зимой? (Высказывания детей.)Зверей и птиц зимой нужно подкармливать. Люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.

    Физкультминутка «Зима в лесу».

    В. Ребята, предлагаю вам заглянуть на зимнюю полянку. (Дети вместе с воспитателем становят­ся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.)

    Ранним утром в зимнем лесу выглянуло солнышко. Оно поднималось выше и выше и осветило всю лесную полянку — и высокие деревья, и низкие кусты, и лёгкий пушистый снежок.

    В воздухе начали кружиться снежинки. И все они были разные. И такие. И такие. Но все были лёгкие, воздушные. Они плавно кружились в воздухе и потом опускались на веточки деревьев, на кусты и укрывали землю тёплым пушистым покрывалом.

    Солнечный лучик разбудил белочку, которая стала прыгать с ветки на ветку. Между кустами по­скакал заяц.

    На полянку прилетел снегирь. Посмотрите, какая яркая у него грудка. Он посмотрел направо, налево, поздоровался с другими птицами. Нашёл на дереве ягоды рябины. А потом взмахнул крыльями и улетел. Быть может, на другую полянку.

    От ветра закачались деревья. А снег продолжал падать и устилать землю мягким пушистым ковром.

    Игра с мячом «Закончи предложение».

    В. Ребята, я буду начинать предложение, а вы должны его продолжить. Будьте внимательны. Говорить нужно только о том, что бывает зимой.

    На улице у ребят покраснели щеки, потому что... (был сильный мороз).

    Вечером зимой рано темнеет, потому что... (дни стали короче).

    На улицах работают снегоуборочные машины, потому что... (выпало много снега).

    Снег стал таять, потому что... (наступила оттепель).

    Без тёплой одежды нельзя выходить на улицу, потому что... (можно замёрзнуть).

    Люди покупают ёлочные игрушки, потому что... (скоро Новый год).

    Зимой весело, потому что... (можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках).

    Дворники посыпают песком дорожки, потому что... (на улицах очень скользко).

    Зимой опасно ходить рядом с домами, потому что... (могут упасть сосульки).

    Река покрылась льдом, потому что... (вода замёрзла).

    Игра «Теремок».

    Воспитатель предлагает детям выбрать любой предмет (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели).

    Я буду Зимой или тем, что бывает зимой, и буду жить в теремке, но впущу в него лишь того, кто скажет мне, чем его предмет похож на меня.

    Я — кубик, я такой же твёрдый, как твой лёд.

    Я — бумага, я такая же белая, как твой снег.

    Я — камень, я такой же холодный, как погода зимой.

    Я — перышко, я такое же лёгкое, как твои снежинки.

    Я — мех, я такой же тёплый, как одежда зимой.

    Я — ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд.

    Я — пластилин, из меня можно лепить, как из снега.

    Я - ветка ели, я такая же колючая, как ветер зимой.

    Упражнение «Умный карандаш».

    Воспитатель предлагает детям взять простой карандаш и схематично зарисовать то, что она предложит:

    В правом верхнем углу нарисуйте то, что зимой может кружить.

    В правом нижнем углу нарисуйте то, во что вам нравится играть зимой.

    В левом верхнем углу нарисуйте то, что может согревать зимой.

    В левом нижнем углу нарисуйте то, что может быть холодным зимой.

    А в середине листа нарисуйте то, что зимой светит, но не греет.

    После выполнения задания детьми воспитатель беседует с ними.

    В. Ребята, что может кружить зимой? (Ответы детей.) Во что вам нравится играть зимой? Какие зимние виды спорта вы знаете? (Ответы детей.) Как вы думаете, что может согревать зимой? (Ответы детей.)

    Что может быть холодным зимой? Наташа, как ты думаешь? А как думает Павел?(Ответы детей.)

    Что же зимой светит, но не греет? Почему? (Ответы детей.)

    Ребята, вам понравилось путешествовать в зимнюю пору года? Какая удивительная пора года — зима!

    Давайте поиграем. Я буду начинать, а вы продолжать предложение — пропойте слово «удивитель­ное», только правильно.

    Воспитатель под музыку пропевает предложения, стимулируя детей подпевать ей:

    Зима к нам пришла, зима к нам пришла... (удивительная).

    Сугробы намела, сугробы намела... (удивительные).

    Настроение у нас, настроение у нас... (удивительное).

    А девочки у нас, а мальчики у нас... (удивительные).

    Подводя итог занятия, воспитатель старается дать оценку каждому ребёнку, отметить его достижения и продвижения вперёд. Привлекает к оценке детей.

    При изучении качества образовательного процесса мы столкнулись с проблемой самооценки воспитателем занятия. Предлагаем вашему вниманию примерную «оценочную шкалу» данного занятия, которую можно использовать как воспитателю для проведения самоанализа, так и администрации при осуществлении контроля.

    Выводы_______________________________

    Предложения по совершенствованию работы

    Методика оценки:

    Каждый критерий состоит из двух частей: содержательной и оценочной.Содержательная часть включает в себя качественно-практическую характеристику изучаемого направления. Оценочная часть включает 3-балльную шкалу и имеет несколько критериальных уровней:

    балла — все предложенные параметры выполняются в полном объёме (100%),т.е. деятельность педагога соответствует требованиям;

    2 балла — предложенные параметры выполняются не в полном объёме (75%), т.е. деятельность педагога частично соответствует требованиям;

    1 балл — кое-что из указанных параметров осуществляется от случая к случаю, т.е. эпизодически, бессистемно.

    В графе «Примечание» администрацией могут фиксироваться как положительные, так и отрицательные тенденции, выявленные при наблюдении за деятельностью педагога.

    Оценочная шкала обязательно должна содержать выводы и предложения по совершенствованию работы педагога с детьми.

    В помощь начинающим педагогам предлагаем примерный самоанализ занятия по теме «Зима» в соответствии с предложенными выше критериями

    При этом следует учесть, что успех педагога зависит от того, насколько он знает возрастные психологические особенности детей своей группы и как учитывает их в образовательном процессе.

    Соответствие поставленных на занятиизадач

    Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшегодошкольного возраста. Занятие характеризуется наличиемтриединой дидактической задачи: обучающей (уточнять и систематизировать представления о зиме, о жизниживотных зимой); развивающей (развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение ориентироваться на листе бумаги) и воспитательной (воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, желание заботиться о животных в зимний период)

    Создание

    условий

    для проведения

    занятия

    Подготовка к занятию включала подбор мате­риала и пособий (мяч, картинки с изображением различных животных и птиц, различные предметы для игры «Теремок», карандаши, бумага). Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему «Зима» (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых, игровая деятельность детей). В индивидуальной работе с детьми использовались учебно-наглядные пособия серии «Умней-ка», «Мои первые уроки», «Экологическая мозаика» А.А. Петрикевич, «Мир вокруг меня» Д.Н. Дубининой. С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещённость, подбор и расстановка мебели)

    Соответствие структуры занятия его задачам

    Структура занятия соответствовала его задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия. У детей уточнялись и систематизировались представления о сезонных изменениях в неживой природе, живой природе, жизни людей. На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей: во время чтения стихотворения — смена интонации голоса; во время проведения игр «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение», чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание, мяч они получали не в порядке очерёдности, а выборочно. Ассоциативное мышление развивалось в игре «Теремок», упражнении «Умный карандаш», на физкультминутке. Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствовала игра «Закончи предложение», ориентированию на листе бумаги — упражнение «Умный карандаш». Воспитательная задача также решалась во всех частях занятия.

    Реализация здо-ровьесберегаю-щего подхода

    Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия: в первой части занятия они сидели на ковре, в играх «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение» стояли в кругу, в игре «Угадай-ка» сидели за столами, при решении проблемных вопросов стояли на ковре, во время физкультминутки постоянно меняли позу, в игре «Теремок» последовательно переходили с одного места на другое и т.д.

    На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: общение, игровая, музыкальная, познавательная и другие. Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.

    Реализация индивидуально-дифферен­цированного подхода к детям (темперамент, характер, спо­собности, пол)

    Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: при проведении игр предложено первым выполнить задание детям с холерическим темпера­ментом, было предоставлено время на выполнение заданий детям-флегматикам, постоянно обращалось внимание на детей-меланхоликов, не уверенных в себе, застенчивых (похвала, одобрение, поддержка). Использование индивидуальных заданий позволило им проявить свои способности. При подборе картинок к игре «Угадай-ка», предложений в игре «Закончи предложение» были дифференцированы задания для детей с учётом уровня их развития

    Использование разнообразных форм органи­зации детей на занятии

    На занятии предусмотрены индивидуальные и коллективные формы организации детей. В играх «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение», «Теремок», упражнении «Умный карандаш» стимулировалась активность каждого ребёнка, каждый воспитанник выполнял индивидуальные задания. Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении. При прочтении стихотворения, решении проблемных вопросов стимулировалась активность всех детей одновременно. Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей

    Эффектив­ность использу­емых методов и приёмов для успешной реали­зации постав­ленных задач

    На занятии преобладают игровые методы, что способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребёнка, обеспечению речевой, познавательной и творческой активности воспитанников. Игровые методы позволили уйти от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса.

    Кроме игровых методов использовались методы упражнений, проблемных вопросов. Для активизации мышления использовались наводящие вопросы, вопросы, требующие интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности. В процессе работы с детьми активно использовались приёмы: уточнение, пояснение, напоминание, художественное слово

    Реализация личностно-ориенти-рованного подхода

    Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в создании для каждого ребёнка ситуации успеха (посредством дифференциации задания), в обеспечении выбора материала в игре «Теремок», изображения в игре «Умный карандаш», права выбора содержания и способа деятельности, в поощрении каждого ребёнка в той или иной части занятия

    Коррекция хода занятия с учё­том «обратной связи»

    На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности, работоспособности отдельных детей при выполнении заданий; оказывалась поддержка каждому ребёнку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение — успешно справившемуся), проявлялось внимание к настроению, потребностям ребёнка, стимулирование к проявлению детьми своих чувств и мыслей.

    У детей формировались умения координировать свои действия в совместной деятельности, считаться с желаниями и потребностями другого, уметь выслушать взрослого и сверстника, устанавливать контакты в совместной деятельности

    Анализ деятельности детей на занятии

    Дана оценка поведению детей на занятии: их интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя