Методическая копилка :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

Методическая копилка

                        

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОДГОТОВКА К ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко 22 мая 2015 г.

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны управлений (отделов) образования, спорта и туризма, организаций здравоохранения, учреждений дошкольного образования, а также межведомственного взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (территориальными управлениями по чрезвычайным ситуациям), Министерства внутренних дел (Государственная автоинспекция) и др.

Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений дошкольного образования взаимодействуют по вопросам обеспечения летнего оздоровления воспитанников через организацию и контроль санитарно- эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещения и др.

С целью обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, управление (отдел) образования, спорта и туризма издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.

Показателями готовности учреждения до- школьного образования к летнему периоду являются: наличие и исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;

наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;

функционирование поливочной системы;

обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);

засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждениях дошкольного образования в летний период.

При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие; посещение учреждения дошкольного образования учащимися первых классов, размещенных на его базе.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания 06 / 2015 Документы 37 воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

утреннюю гимнастику;

физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья); самостоятельную двигательную деятельность;

закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

комплекс общеразвивающих упражнений;

обыгрывание сюжета; 3—4 подвижные игры;

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке;

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Варианта- ми организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

развитие координационных способностей;

развитие физических качеств;

совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т.п.).

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.). Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

многократное умывание в течение дня;

полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает:

изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

музыкальную деятельность воспитанников;

ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными мате- риалами;

включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

включение изобразительной деятельности в детские праздники;

проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

использование музыки в режимных моментах;

фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;

включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);

сольное и коллективное музицирование;

самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, миникастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т.п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

Музыкальные игры с пением, хороводы.

Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

развитие музыкально-творческих способностей.

Игры с музыкальными инструментами.

Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий. В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА

В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шефповар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 °C — +15 °C, перед раздачей пищи. При С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминноминеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80% суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);

использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд); о

беспечить санитарногигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т.к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов. Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования.

Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

Приложение 1 Нормативное правовое обеспечение организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126-З).

2. Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте».

3. Указ Президента Республики Беларусь от 5 января 2012 г. № 10 «О совершенствовании порядка оказания медицинской помощи обучающимся».

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднегообразования» (в ред. постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1114).

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2014 № 266).

6. Разъяснения по применению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307».

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.11.2014 № 1104).

8. Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях. Руководство № 11-14-1-2000. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Белорусским научно-исследовательским санитарно-гигиеническим институтом, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии, Министерством образования Республики Беларусь.

9. Организация рационального питания детей в интернатных учреждениях. Руководство № 11-14-2-2002. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, НИИ санитарии и гигиены, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии, Белорусским государственным медицинским университетом, Министерством образования Республики Беларусь.

10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками».

11. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 403 «Об изменениях и дополнениях к «Сборнику рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста» (2003 г.), которые выявлены как издержки при издании (опечатки).

12. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях». — Минск, 2006.

13. Инструкция 2.3.1.10-15-26-2006 «Проведение и контроль С-витаминизации рационов питания», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 132.

14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 04.11.2009 № 69).

15. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 135 «Об утверждении Инструкции об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.07.2011 № 71).

16. Сборник нормативных документов «Гигиена детей и подростков», вып. 1 / сост. А.А. Малахова. Минск, 2009.

17. Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении некоторых клинических протоколов» (Приложение «Клинический протокол диагностики, лечения и медицинской реабилитации детского населения Республики Беларусь с избыточной массой тела и ожирением»).

18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. постановления Министерства образования от 20.08.2013 № 78).

19. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».

20. Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 10 мая 2012 г. № 10-17/П-18/3/10-27/16-643 «О разъяснении основных аспектов организации оказания медицинской помощи в учреждениях образования».

21. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2012 г. № 669 «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования» (вместе с Инструкцией об организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования).

22. Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией».

23. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2012 № 10- 16/1250 «О распределении обязанностей лиц, ответственных за организацию безопасного питания в дошкольных учреждениях, при написании менюребования».

24. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».

25. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил “Требования для учреждений дошкольного образования” и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.11.2014 № 78).

26. Саванович, И.И. Лечебное питание при непереносимости глютена у детей / И.И. Саванович. — Минск, 2013. — 24 с.

27. Сборник рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста / Т.Д. Андрианова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2003. — 632 с.

28. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014».

29. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятий».

30. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 6 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».

Приложение 2 Программно-методическое обеспечение летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования:

1. Анцыпирович, О.Н. В мире музыки: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль. — Минск: Пачатковая школа, 2013. — 48 с. — (Серия «Мир детства»).

2. Анцыпирович, О.Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. — 24 с.: 31 с. ил.

3. Анцыпирович, О.Н. Тропинка в мир музыки: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль. — Минск: Жасскон, 2012. — 52 с.: 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

4. Анцыпіровіч, В.М. У свеце музыкі: вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / В.М. Анцыпіровіч, А.М. Зыль. — Мінск: Пачатковая школа, 2013. — 48 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

5. Васильева, О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О.К. Васильева. — Мозырь: Содействие, 2013. — 152 с.

6. Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі. — Мінск: Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Нац. ін-т адукацыі, 2012. — 416 с.

7. Глазырина, Л.Д. Двигательная деятельность в группе «Почемучки»: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.Д. Глазырина. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — 360 с.

8. Глазырина, Л.Д. Физкультурные занятия в группе «Фантазеры»: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.Д. Глазырина. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 240 с. 

9. Горбатова, Е.В. Веселые игры с линией и цветом (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. — Минск: Жасскон, 2012. — 40 с.

10. Горбатова, Е.В. Художественная мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. — Минск: Жасскон, 2012. — 40 с.

11. Горбатова, Е.В. Художественное развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением): пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. — 72 с.

12. Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. — Минск: Народная асвета, 2011. — 22 с.: 26 с. ил. — (Страницы родной земли).

13. Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. — Минск: Народная асвета, 2011. — 15 с.: 26 с. ил. — (Страницы родной земли).

14. Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 104 с.

15. Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. — Минск: Народная асвета, 2011. — 14 с.: 25 с. ил. — (Страницы родной земли).

16. Дубинина, Д.Н. В мире сказок: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д.Н. Дубинина — Минск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир дет- ства»).

17. Дубинина, Д.Н. Игры с картинками для малышей: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Д.Н. Дубинина. — Минск: Жасскон, 2012. — 28 с.: 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

18. Дубинина, Д.Н. Путешествие в сказку: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Д.Н. Дубинина. — Минск: Жасскон, 2012. — 20 с.: 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

19. Дубініна, Д.М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна, А.А. Страха, Д.У. Дубінін. — Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2012. — 136 с.

20. Дубініна, Д.М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна, А.А. Страха, Д.У. Дубінін. — Мазыр: Белы Вецер, 2014. — 136 с.

21. Дубініна, Д.М. У свеце казак: вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання / Д.М. Дубініна. — Мінск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

22. Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. — Минск: Народная асвета, 2011. — 15 с.: 27 с. ил. — (Страницы родной земли).

23. Житко, И.В. Веселые игры с числами и фигурами (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. — Минск: Жасскон, 2012. — 64 с.

24. Житко, И.В. Играем в математику: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко — Минск: Жасскон, 2012. — 16 с.: 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

25. Житко, И.В. Математика для малышей: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. — Минск: Жасскон, 2012. — 16 с.: 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

26. Житко, И.В. Математическая мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. — Минск: Жасскон, 2012. — 64 с.

27. Житко, И.В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. — Минск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).

28. Жихар, О.П. Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах дошкольных учреждений: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О.П. Жихар, З.В. Кощева. — Мозырь: Белый Ветер. — 2010. — 207 с.

29. Жытко, І.У. Насустрач матэматыцы: вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / І.У. Жытко. — Мінск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

30. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др. ]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 184 с.

31. Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г.Н. Казаручик. — Минск: Нац. ин-т образования, 2014. — 72 с.

32. Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. — Минск: Нац. ин-т образования, 2014. — 255 с.

33. Ладутько, Л.К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. — Минск: Нац. ин-т образования, 2014. — 48 с.: ил.

34. Литвина, Н.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром (с электронным приложением): учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.В. Литвина, Е.И. Лосик. — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 109 с.: + 1 электрон. опт. диск.

35. Недвецкая, Т.М. Учимся считать в игре: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т.М. Недвецкая. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. — 16 с.: 24 с. ил.

36. Никашина, Г.А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г.А. Никашина. — Минск: Нац. ин-т образования, 2014. — 167 с.

37. Пашко, В.Л. Дошкольникам об эмоциях: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Л. Пашко. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. — 16 с.: 24 с. ил.

38. Петрикевич, А.А. Веселые игры по ознакомлению с природой (Серия «Умней- ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петри- кевич. — Минск: Жасскон, 2012. — 40 с.

39. Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. — Минск: Народная асвета, 2011. — 14 с.: 27 с. ил. — (Страницы родной земли).

40. Петрикевич, А.А. Экологическая мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. — Минск: Жасскон, 2012. — 40 с.

41. Поздеева, Т.В. Уроки нравственности: учеб. нагляд. пособие для педагогов заведений дошк. образования / Т.В. Поздеева. — Минск: Жасскон, 2012. — 20 с.: 28 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

42. Полягошко, С.В. Творческое развитие ребенка в условиях художественно-речевой деятельности: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / С.В. Полягошко. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 82 л.: ил.; 47, [1] с.

43. Пралеска: группа «Малыши». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.

44. Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 2 ч. Ч. 1 / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с.

45. Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 2 ч. Ч. 2 / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с.

46. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 5 ч. Ч. 1 / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.

47. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 5 ч. Ч. 2 / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 216 с.

48. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 5 ч. Ч. 3 / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 184 с.

49. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 5 ч. Ч. 4 / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 196 с.

50. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 5 ч. Ч. 5 / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 192 с.

51. Пралеска: У истоков образного слова. Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.

52. Семенова, Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2010. — 174, [2] с.: ил.

53. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.И. Смолер. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 104 с.

54. Смолер, Е.И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.И. Смолер. — Минск: Нац. ин-т образования, 2014. — 94 с.

55. Старжинская, Н.С. Веселые игры для развития речи (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская. — Минск: Жасскон, 2012. — 60 с.

56. Старжынская, Н.С. Вучыся размаўляць правільна: вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання / Н.С. Старжынская. — Мінск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

57. Старжинская, Н.С. Играем со словами и звуками: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская. — Минск: Жасскон, 2012. — 40 с.: 32 с. ил. — (Серия «Мир дет- ства»).

58. Старжинская, Н.С. Речевая мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская. — Минск: Жасскон, 2012. — 56 с.

59. Старжинская, Н.С. Учись говорить правильно: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. — Минск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).

60. Страха, А.А. У свеце прыроды: вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / А.А. Страха. — Мінск: Пачатковая школа, 2013. — 16 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

61. Стреха, Е.А. В мире природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. — Минск: Пачатковая школа, 2013. — 16 с. — (Серия «Мир детства»).

62. Стреха, Е.А. Малыши в мире природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. — Минск: Жасскон, 2012. — 16 с.: 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

63. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. — Минск: Народная асвета, 2012. — 64 с.

64. Стреха, Е.А. Познаем мир природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. — Минск: Жасскон, 2012. — 24 с.: 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

65. Учебная программа дошкольного образования. — Минск: Министерство образования Республики Беларусь, Нац. ин-т образования, 2012. — 416 с.

66. Ходонович, Л.С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.С. Ходонович. — Минск: Жасскон, 2012. — 40 с.

67. Ходонович, Л.С. Музыкальная мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.С. Ходонович. — Минск: Жасскон, 2012. — 56 с.

68. Ходонович, Л.С. Мы играем в мюзикл!: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.С. Ходонович. — Минск: Народная асвета, 2013. — 40 с.

69. Ходонович, Л.С. Развитие музыкально- театральной деятельности детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.С. Ходонович. — Минск: Народная асвета, 2013. — 176 с.

70. Шебеко, В.Н. В мире движений: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Н. Шебеко. — Минск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).

71. Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 133 с.

72. Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 88 с.