Организация летней оздоровительной работы :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

Организация летней оздоровительной работы

Меню раздела

    В ходе летнего оздоровления решаются следующие задачи:
    1. Обеспечение оптимальных условий для пребывания на свежем воздухе, активной двигательной деятельности детей.
    2. Активизация работы по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе досуговой деятельности.
    3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков детей, воспитание этического отношения к природе, трудолюбия
    4. Формирование эмоционального восприятия детей через организацию экологического воспитания в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
    5. Создание предметно-развивающей, оздоровительной среды в учреждении дошкольного учреждения, на участке и за его пределами, уделив особое внимание обеспечению безопасных условий пребывания детей.
    Коллективу учреждения дошкольного образования важно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиваться, чтобы каждый ребенок закалился.

    Успех этой работы зависит от своевременной подготовки к ней. Лето вносит ряд перемен в условия жизнедеятельности воспитанников, в организацию работы с ними. Дети чувствительны ко всем переменам. Для того чтобы сделать незаметным для них переход к новым условиям, требуется исключительная четкость в работе персонала, продуманная организация всех режимных процессов, особое внимание к каждому ребенку, забота о его хорошем самочувствии, бодром настроении.

    В период летних каникул при сокращении численности воспитанников допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы; учащиеся первых классов, размещенных на базе учреждений дошкольного образования, имеют право посещать учреждение.

    В учреждении дошкольного образования и на его территории должны быть созданы безопасные условия жизнедеятельности детей:

    •  на территории дошкольного учреждения не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных, сломанных деревьев (веток), колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами:
    •  на групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.),
    •  на спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать);
    •  пешеходные дорожки на территории дошкольного учреждения должны быть ровными, без выбоин;
    •  надворное оборудование (навесы, веранды, террасы), дополнительные постройки, сооружения, конструкции отдельных сооружений должны изготавливаться из разрешенных Министерством здравоохранения Республики Беларусь материалов. Они должны быть надежно закрепленными, устойчивыми, исправными, безопасными (не иметь острых углов и выступающих деталей; поверхность деревянных конструкций должна быть гладкой и хорошо отшлифованной).

    За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

    Заведующий учреждением дошкольного образования обеспечивает:

    •  организацию образовательного процесса в помещениях, которые соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов в зависимости от вида учреждения дошкольного образования;
    • здоровые и безопасные условия воспитанникам и педагогическим работникам при организации образовательного процесса;
    •  разработку и утверждение инструкций по охране труда, проведение инструктажа с работниками, прохождение проверки знаний по вопросам охраны труда педагогических работников.

    К организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования допускаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда.

    Педагогические работники должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования.

    Запрещается организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений.

    Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников.

    Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и пр., применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.

    На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников.

    Педагогические работники учреждения дошкольного образования обязаны знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.

    При получении воспитанником травмы педагогические работники учреждения дошкольного образования обязаны принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на него, оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения, незамедлительно сообщить его законным представителям.

    Расследование несчастных случаев осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 95, 8/9925).

    В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (в редакции постановлений Совета Министров от 04 ноября 2006 № 1462, 18 января 2007 № 60, 18 февраля 2008 № 221, 19 апреля 2010 № 579) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 8, 5/13691), проводится расследование несчастных случаев, происшедших с работниками при исполнении своих трудовых обязанностей.

    В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь для учреждений и организаций системы образования ППБ 2.27-2005, утвержденными приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

    На центральном входе в здание устанавливается пост круглосуточной охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения дошкольного образования.

    Непосредственная охрана здания в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования.

    Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности, медицинская сестра.

    Вход в здание учреждения дошкольного образования лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей.

    Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешается заведующему, заместителю заведующего по хозяйственной работе, заместителю заведующего по основной деятельности, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций.
    Руководитель учреждения дошкольного образования организует проведение плановых проверок состояния пропускного режима, технических средств охраны (система видеонаблюдения), наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц.

    Адреса и номера телефонов заведующего дошкольным учреждением, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом дошкольном учреждении на видном месте.

    В случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера необходимо немедленно сообщить по телефонам в отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

    В случае обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить в дежурную часть управления внутренних дел по телефону «102». До прибытия представителей правоохранительных органов педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц.

    В учреждении дошкольного образования должен быть организован контроль за нахождением воспитанников в учреждении дошкольного образования. Внешняя дверь учреждения, выходы с территории, запасные выходы должны иметь затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться.
    В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его законным представителям.

    Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать воспитанника воспитателю, а в случае его отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы, помощнику воспитателя.

    Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники, знакомые) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.
       Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.
       Категорически запрещается проведение текущих и капитальных ремонтов в дошкольных учреждениях в летний период в присутствии детей.

    В подготовительный период со всеми работниками учреждения дошкольного образования обсуждаются:

    •  задачи физического развития воспитанников, двигательный режим детей в течение дня, вопросы организации закаливающих мероприятий,
    •  инструкции, вопросы организационно-методической работы.

    План мероприятий на лето намечается на основе анализа и оценки работы учреждения дошкольного образования в минувший летний период.

    Примерная структура плана работы
    учреждения дошкольного образования в летний оздоровительный период
    1. Подготовительная работа (ресурсное обеспечение).
    2. Организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания детей).
    3. Организация распорядка жизни и образовательного процесса.
    4. Взаимодействие с семьёй.

    Форма плана избирается и утверждается в установленном порядке учреждением дошкольного образования.

    Подготовительная работа может включать в себя следующие мероприятия:

    1. Изучение предполагаемой наполняемости групп воспитанниками в летние месяцы.
    2. Объединение малокомплектных групп или создание разновозрастных, одновозрастных групп.
    3. Изучение методических рекомендаций для педагогических работников:

    •  по профилактике острых кишечных инфекций (в журнал инструктажей не вносятся);
    •  по предупреждению отравления детей ягодами и грибами (в журнал инструктажей не вносятся);
    •  по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (в журнал инструктажей не вносятся).

    4. Консультации для воспитателей.
    5. Консультации для работников пищеблока.
    6. Мероприятия по благоустройству территории.
    7. Приобретение игрового и спортивного оборудования, выносного материала для игровой и двигательной деятельности детей.

    Организация летнего оздоровления
    (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания)

    Для укрепления здоровья детей важно поддержать у них в течение всего летнего периода бодрый жизненный тонус, стремление и интерес к деятельности, уверенность в своих силах и возможностях, чувство удовольствия от жизни. Бодрыми и активными бывают дети, если жизнь их налажена, если созданы условия для разнообразной деятельности и воспитательная работа с ними содержательна. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми. Всякое бездействие дезорганизует детей, порождает тоску, скуку, апатию.

    Заблаговременно проводятся все необходимые работы по подготовке групповых площадок и функциональных групп помещений, оборудования, игрушек и пособий, необходимых для жизни и разнообразной деятельности детей, учитывая максимальное пребывание их на воздухе.

    В организации питания важно обеспечить полноценное и сбалансированное питание детей раннего и дошкольного возраста; усилить контроль за выполнением должностных обязанностей педагогических, медицинских работников.

    Эффективность двигательного режима зависит от времени, объема и интенсивности двигательной деятельности детей.

    Врежиме дня используются физические нагрузки различной интенсивности:

    большая – должна занимать всего 10-15% всего времени двигательной активности детей при частоте сердечных сокращений 150-170 уд/мин (подвижные игры, беговые упражнения, подскоки и т.д.);
    средняя – проводятся в основном все физические упражнения (частота сердечных сокращений у 3-летних детей 130-140 уд/мин, у 5-7 летних –140-150 уд/мин).

    Летом необходимо шире использовать такие организованные формы двигательной деятельности как подвижные игры и физические упражнения на прогулке, элементы спортивных игр и экскурсии:

    Младшие группы
    утренняя гимнастика – 6-7 мин;
    подвижные игры и физические упражнения во время и первой и второй прогулок – 20 мин.

    Средняя группа
    утренняя гимнастика – 7-8 мин;
    подвижные игры и физические упражнения во время и первой и второй прогулок – 20-25 мин.

    Старшая группа
    утренняя гимнастика – 8-10 мин;
    подвижные игры и физические упражнения во время прогулки – 30 мин.

    Во время оздоровительных прогулок необходимо включать беговые упражнения и упражнения коррекционного характера для профилактики нарушений осанки и свода стопы.

    Активное участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, занятиях физическими упражнениями:

    Младшие группы
    физкультурный досуг – 1 раз в месяц 20 мин.;
    день здоровья – 4 раза в год.

    Средняя группа
    физкультурный досуг – 2 раза в месяц 25-30 мин.;
    день здоровья – 4 раза в год;
    физкультурный праздник – 2 раза в год 30-40 мин.

    Старшая группа
    физкультурный досуг – 2 раза в месяц 35-40 мин.;
    день здоровья – 4 раза в год;
    физкультурный праздник – 4 раза в год 50-60 мин.

    Основой работы с детьми второй и третьей групп здоровья является щадящий оздоровительный режим:

    •  создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата;
    •  увеличение продолжительности дневного сна.

    Предусматривается:
    максимальное пребывание детей на воздухе;
    соответственная продолжительность сна и других видов отдыха;
    достаточная двигательная активность детей в течение дня;
    обогащение новыми умениями и навыками.


    Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:

    •  качеством поставляемых продуктов питания;
    •  приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдачи пищи с пищеблока);
    •  соблюдением питьевого режима детей, обеспечением водой детей на прогулке с соблюдением гигиенических норм;
    •  организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;
    •  обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в группах;
    •  организацией сна детей;
    •  проведением всех форм работы с детьми на свежем воздухе;
    •  обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодными условиями.