Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Меню раздела

    Памятка

     для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

     

         К моменту поступления в школу речь ребенка не всегда правильна в грамматическом отношении. Дети с трудом могут подобрать нужные слова при выражении мыслей, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласовывают слова между собой.

    Причина заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить, отсутствии благоприятной языковой среды. Речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим чрезвычайно важен пример культурной и правильной речи, звучащей рядом.

     Формирование грамматических форм строится на словоизменении, словообразовании, синтаксисе.

    Моделируйте данные игры, придумывайте новые. Играйте каждый день,

    используя 2-3 игры. Поощряйте ребенка жетонами или наклейками, которые он будет приклеивать в импровизированный дневник.

    Постоянно поддерживайте интерес ребенка, поощряйте его малейшие успехи!

     

    Игры и задания для развития грамматического строя речи

    1. «Назови ласково».

    Взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему уменьшительно-ласкательную форму (дом-домик, солнце-солнышко).

    2. «Один-много»

    Взрослый называет один предмет, а ребенок – много (яблоко-яблоки, ухо-уши).

    3. «Веселый счет»

    Считать до 5 и обратно любые окружающие предметы.

    4. «Хвалилочка»

    Расхваливать предметы, называя как можно больше слов-определений.

    Валенки новые, красивые, пушистые, белые, удобные, шерстяные, тёплые.

    5. «Есть - нет»

    Взрослый произносит предложение со словами «У меня есть…», а ребенок

    отвечает предложением со словами «У меня нет…» (У меня есть большая пушистаясобака. У меня нет большой пушистой собаки.)

    6. «Доскажи словечко»

    Взрослый предлагает ребенку закончить предложения: Машина в гараж …

    (въезжает).

    Мальчик из школы … (выходит).

    Шофёр к машине … (подходит).

    Девочка с горы … (съезжает).

    Старушка через улицу … (переходит).

    Лиза через лужу …(перепрыгивает).

    Птичка из клетки … (вылетает). И др.

    7. «Чьё это?» (с 6лет)

    Взрослый предлагает ребенку словосочетания, которые он должен

    преобразовать. (Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье

    молоко. Грива льва, зубы тигра, копыта лошади, шерсть кролика, рога лося, усы кошки, следы зайца.)

    8. «Волшебный мешочек»

    Положите в небольшой непрозрачный мешочек различные предметы,

    игрушки. Доставайте по очереди попавшиеся предметы и описывайте их по

    алгоритму, о котором договоритесь заранее (Что это? Какого цвета? Из какого материала? Для чего необходимо? Или где применяется? Для каких целей? Можно объединить в группы овощи, игрушки, транспорт или живое – неживое.)

    9. «Придумай предложение»

    Взрослый называет любое прилагательное. Затем по очереди необходимо

    наращивать количество слов, точно повторяя предыдущие, чтобы получилось

    развернутое предложение. (Синий...

    Синий автобус...

    Синий автобус едет...

    Синий автобус едет по...

    Синий автобус едет по улице...)

    10. «Слова-родственники».

    Предложите ребенку подобрать родственные слова к какому-либо заданному

    слову. Если он затрудняется, можно помочь, задавая наводящие вопросы.

    (подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Если рыба маленькая, как можноеё назвать? А если большая? Как называется суп из рыбы? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.)

    11. «Великаны, люди, лилипуты»

    Расскажите ребенку историю про великанов и лилипутов. Предложите

    изменять слова для великанов и лилипутов. У людей – руки, у великанов ручищи, у лилипутов ручки, ручонки и др.

    12. Упражнение «Какой?»

    (образование относительных прилагательных).

    Сок из вишни (какой?) – вишнёвый, варенье из вишни (какое?) …, начинка

    из вишни (какая?) …, косточки от вишни (какие?) … . Аналогичные

    словосочетания составить со словами: из яблок, из слив, из малины, из клубники, из апельсина, из лимона.

    13. Игра «Наоборот» (образование слов-антонимов)(с 6 лет)

    Обеденный стол большой, а журнальный столик… . Дерево высокое, а куст

    … . Река длинная, а ручей … . Книга толстая, а тетрадь … . Дорога широкая, а тропинка … . Орехи крупные, а семечки… .

    14. Задание «Назови ласково»

    Белый – беленький. Тёплый, старый, кислый, лёгкий, чистый, добрый,

    толстый, сладкий, тонкий, узкий, мягкий…. Также можно работать с другими

    родами (женским и средним) и числом: белая – беленькая, белое – беленькое, белые– беленькие … .

    15. Задание «Сравнивай»

    Взрослый: Небо синее, а море ещё …. (ребенок: синее). Дуб высокий, а сосна

    ещё … . Ручей глубокий, а река ещё … . Дорожка узкая, а тропинка ещё … . Лента длинная, а шарф ещё … .

    16. Игра «Я вижу»

    (согласование существительных с числительными – 2 – и – 5 –).

    Я вижу два мяча и пять мячей (дом, окно, лев, пень, ухо, глаз, рукав, стул,

    улей …). Можно играть с мячом.

    17. Задание «Вставь пропущенное слово» (работа с предлогами)

    Лампа висит … столом. Мышка выбежала … шкафа. Кот спит … шкафом.

    Мальчик перелез … забор. Брат пришёл … школы. Рябина растёт … дома. Чашка упала … стола. Бегун добежал … финиша. Солнце выглянуло … тучи. Машина стоит … домом.

    Сосчитай, по сколько слов в каждом предложении.

    19. Задание «Подбери существительные к прилагательным»

    Взрослый: длинная …. (ребенок: змея). Широкая, узкая, маленькое, большое,

    высокое, низкое, круглое, квадратное, овальные, старинный, новый, крупный,

    мелкий, светлое, темное, ароматная, бледная, хриплый ...

    20. Упражнение «Полные ответы на вопросы»

    Чем дворник подметает улицу? (Дворник подметает улицу метлой). Чем

    медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски? …

    21. Игра «Больше существительных»

    Деревянные – ложки, кубики, столы, скамейки, двери. Кожаные …

    Пластмассовые … Металлические … Бумажные … Шёлковые … Шерстяные … Фарфоровые … Ватные … Соломенные… Меховые …

    22. Упражнение «Какая, какой, какие?»

    (можно брать любые предметы и материалы).

    Бокал из стекла – стеклянный.  Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя

    … Из серебра … Из пластмассы …Из меха…Из плюша…Из резины…