Организация летнего оздоровления :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

Организация летнего оздоровления

Меню раздела

    ОРГАНИЗАЦИЯ

    ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     

    Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждениях дошкольного образования.

    В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

    ПОДГОТОВКА К ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

    Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны учреждений дошкольного образования.

    Заведующий издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования.

    Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:

    • наличие и исправность игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
    • наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
    • функционирование поливочной системы;
    • обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
    • засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

    С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в посещениях учреждений дошкольного образования в летний период.

    На основании рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период» от 27.04.2007 № И-10-16/75 родители предоставляют информацию педагогам об оздоровлении детей в летний период за пределами дошкольного учреждения или в условиях дошкольного учреждения

    Ф.И. ребенка

    Июнь

    Июль

    Август

    Ф.И.О.

    родителя

    и его

    роспись

    Кулик

    Ваня

    с 1.06.по 30.06

    оздор. на даче

    (родителей, от предприятия) или посещение

    дошкольного учреждения

    с 1.07.по 15.07

    оздор. в детском санатории «Радуга»;

    с 15.07. по 31.07

    озд. у бабушки в деревне или посещение дошкольного учреждения

    с 1.08. по 10.08

    озд. в

    профилактории «Молодость» совместно с родителями или посещение дошкольного учреждения

    При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие; посещение учреждения дошкольного образования учащимися первых классов, размещенных на его базе.

    В подготовительный период со всеми работниками учреждения дошкольного образования обсуждаются:

    • ресурсное обеспечение летнего оздоровления (мероприятия по благоустройству территории; физкультурной площадки: приведение в порядок беговой дорожки, дорожки по профилактике плоскостопия, ямы для прыжков;
    • площадки для изучения правил дорожного движения; приобретение игрового и спортивного оборудования, выносного материала для игровой и двигательной деятельности детей; наличие детского огорода и др.);
    • организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания);
    • организация распорядка жизни и образовательного процесса в летний период;
    • взаимодействие с семьей;

    методические рекомендации для педагогических работников:

    – по профилактике острых кишечных инфекций;

    – по предупреждению отравления детей ягодами и грибами;

    – по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

    • Формируется циклограмма совместной деятельности музыкального руководителя, руководителя физического воспитания с детьми;
    • Составляется расписание специально-организованной деятельности по образовательным областям «Физическая культура», «Искусство»;
    • В уголке для родителей вывешивается распорядок дня на летний период, расписание специально-организованной деятельности, материалы консультаций для родителей;

    СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ

    ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

    За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

    На территории учреждения дошкольного образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

    Групповые площадки:

    • должны иметь инсолируемую и затененную части;
    • оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;
    • для воспитанников в возрасте до 3 лет необходимо иметь травяное покрытие. На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриваться и покрытие утрамбованным грунтом;
    • обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;
    • на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать);
    • надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;
    • установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;
    • игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

    (ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ, ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, СИСТЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ)

    Предусматривается максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане образовательного процесса с воспитанниками). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.

    Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.

    В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

    В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

    В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

    В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

    В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

    Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

    • Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
    • В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

    Физкультурно-оздоровительная работа включает:

    • утреннюю гимнастику;
    • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
    • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
    • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
    • самостоятельную двигательную деятельность;
    • закаливание.

    Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

    • комплекс общеразвивающих упражнений;
    • обыгрывание сюжета;
    • 3-4 подвижные игры;
    • физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
    • оздоровительный бег на участке;
    • элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

    Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

    повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

    расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

    При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

    • комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
    • профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
    • развитие координационных способностей;
    • развитие физических качеств;
    • совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);
    • элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);
    • игры с элементами спортивного ориентирования;
    • комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

    Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

    Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

    • включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
    • обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
    • предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
    • индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

    Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

    Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

    • ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
    • многократное умывание в течение дня;
    • полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
    • дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
    • ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    Художественно-эстетическая работа включает:

    • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
    • музыкальную деятельность воспитанников;
    • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

    При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

    • рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
    • проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
    • экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
    • включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
    • освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
    • лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
    • аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
    • конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
    • детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

    В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

    • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
    • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
    • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

    В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанниковважным является:

    • использование музыки в режимных моментах;
    • фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
    • проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
    • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А.Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
    • сольное и коллективное музицирование;
    • самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

    На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры: игры-танцы, музыкальные игры с пением, хороводы, подвижные музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, музыкальные игры-релаксации.

    В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

    В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора.Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

    Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:

    • качеством поставляемых продуктов питания, введением в рацион соков, фруктов, овощей;
    • приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);
    • С-витаминизацией дневного или суточного рациона;
    • организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;
    • соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке;
    • обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в группах;
    • организацией сна детей. В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков;
    • одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников, в теплое время года – непрерывно;
    • проведением всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;
    • обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;
    • исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
    • наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
    • функционирование поливочной системы;
    • засетченность окон в учреждении дошкольного образования.