РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Меню раздела

    Рекомендации и правила проведения родительских собраний

    Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

    Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей.

    Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка. При этом опыт родителей полностью игнорируется.

    На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

    От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

    Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

    Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы   работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

    Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

    Десять правил проведения родительских собраний.

    1. Собрание должно запомниться.

    2. Собрание должно заставить задуматься.

    3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

    4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

    5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

    6. На каждого родителя должно хватить времени.

    7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.

    8. Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин (20 мин.-донести новую информацию,15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

    9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

    10.Будьте изобретательны- проводите каждое собрание по-новому.

    Чего не стоит делать на собрании?

    - Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

    - Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

    - Давать негативную оценку всей группе.

    - Использовать для общения с родителями назидательный тон.

    Как сделать собрание запоминающимся?

    Для этого надо:

    - приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье –это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;

    - спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;

    - рекомендовать упражнения, книги, пособия;

    - менять формы собраний.

    Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

    Это значит:

    - Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;

    - Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;

    - Всегда поощрять наиболее активных родителей.

    - Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.

    Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.

    Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

    Признаки успешного проведения собраний-встреч:

    - направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;

    - искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими, внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;

    - способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу.

    - умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.

    Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:

    - уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;

    - верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;

    - эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;

    - активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;

    - определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);

    - стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.

    Рекомендации по успешному проведению родительского собрания в учреждени дошкольного образования:

    1. Активизировать обсуждение с помощью вопросов.

    2. Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.

    3. Обеспечить присмотр за детьми.

    4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей, видео и т.д.

    5. Сделать красивые персональные приглашения.

    6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.

    7. Сообщения должны быть короткими.

    8. Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.

    9. Провести собрание как встречу с друзьями.

    10. Если кто-то не смог посетить собрание, выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.

    11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.

    Использование интерактивных методов на родительских собраниях

    Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

    Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

    Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - это взаимный, «act» - действовать.

    Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

    Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

    Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет воспитатель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

    Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

    Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

    Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

    Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

    Самые активные формы работы - родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.

    На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.

    Таким образом, семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

    Семья является институтом первичной социализации. Детский входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

    В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

    Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество учреждения дошкольного образования с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).

    Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.