Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке

Меню раздела

    Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.

        Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.

        Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.

    Способ первый.

    Принцип «сэндвича».

         В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

     

    Способ второй.

    Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.

    Можно использовать такие речевые штампы:

    «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ... » ( обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)

    « Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ... )

    «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните:«Ваш ребенок ... (такой-то), все время ... ».)

     

    « Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)»

    «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»

    «Давайте вместе подумаем, как ...»

    «Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)

    « Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)

     

    Способ третий.

    Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

        При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).

     

    Способ четвертый.

    Применение при общении стиля «адвокат».

        При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:

        Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

        Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.

        Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.

        Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.