Летние месяцы очень благоприятны для организации экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм).
Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы, которая проводится с воспитанниками.
Цель прогулок – оздоровление ребенка и обогащение новыми впечатлениями (наблюдения за природой, за работой взрослых в различные периоды лета). Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся один-два раза (в старших группах – до трёх) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки (согласно режиму).
Продолжительность экскурсий для воспитанников старшей группы не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути детей старшего дошкольного возраста составляет не более 1,5-2км в один конец, для воспитанников средней группы не далее чем на 1,5км.
Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-5 лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).
Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра.
По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.
На конечном пункте на 20-30 минут организуется привал. Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.
Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), детям предлагаются физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.), организуется посильный труд.
Рекомендации по подготовке и проведению прогулок по маршруту
Прогулка-поход организуется только после тщательного изучения маршрута, подбора его содержания.
Взрослые должны:
- хорошо знать ягоды, грибы, растения данной местности для формирования представлений детей и в целях их безопасности;
- учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной);
- определить оптимальное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности;
- знать и соблюдать правила дорожного движения.
Педагог вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение, например:
Оборудование для прогулки-похода. Содержание аптечки
° рюкзаки
° коврики
° салфетки для рук
° корзиночки
° лопатки
° книги
° мячи, скакалки
° бадминтон, городки и т.д.
° емкость с водой
° аптечка
° эмблемы-флажки, обеспечивающие безопасность перехода через проезжую часть улицы.
° вата
° бинты стерильные
и простые
° йод
° зеленка
° вазелин
° 1 % р-р марганца
° сода питьевая
° настойка валерианы
(детям 5-7 капель)
° нашатырный спирт
Заранее необходимо:
° Продумать одежду детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
° Провести с детьми беседу о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
° Согласовать план и маршрут с медработником, заведующим, заместителем заведующего.
° Известить родителей о времени проведения похода.
° Узнать прогноз погоды на день похода.
° Сформировать содержание аптечки, узнать правила пользования ею.
Планирование прогулок по маршруту
Перспективный план проведения прогулок по маршруту можно составить примерно по такой схеме:
- дата проведения,
- тема (или объекты наблюдения),
- цель,
- краткое описание маршрута с отметкой привалов и содержания деятельности на них),
- отметка о результатах проведения мероприятия.
К каждому походу составляется сценарий, в котором указывается: место проведения, время отправления, длительность прогулки.
Деятельность детей на привалах может включать в себя:
- наблюдения за объектами природы,
- дидактические, подвижные игры,
- чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
- экспериментальную и практическую работу;
- формирование умений ориентироваться на местности и др.
Карты–схемы маршрутов утверждаются на педагогическом совете, что подтверждает подпись заведующего на карте. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и места для привалов (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (расстояние между привалами) и его продолжительность по времени.
План и маршрут похода согласовываются с медицинским работником, заведующим, заместителем заведующего по основной деятельности.
Министерство образования обращает внимание на необходимость подведения итогов оздоровления детей в летний период в условиях дошкольного учреждения и принятия соответствующих решений.
По итогам работы летом руководитель учреждения дошкольного образования совместно с медицинскими работниками и педагогами проводят оценку эффективности системы закаливания и оздоровления каждого ребёнка, группы и всего коллектива в целом
Итоги обсуждаются на собраниях трудового коллектива. При оценке эффективности оздоровления учитывается:
1. Улучшение состояния здоровья воспитанников:
- переход из одной группы здоровья в другую;
- уменьшение частоты острых респираторных и инфекционных заболеваний;
- улучшение состояния осанки и свода стопы.
2. Показатели физического развития:
- антропометрические показатели: рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, сила мышц кисти рук.
При оценке антропометрических показателей ребенка необходим индивидуальный подход с учётом исходного состояния физического развития с указанием причин отклонений, рекомендаций по профилактике и коррекции.
При подготовке и организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования необходимо руководствоваться основными нормативными правовыми актами, инструктивно-методическими письмами и методическими рекомендациями Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании 114 января 2022 г. № 154-З
2. «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования», Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230
3. Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований, Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525.
4. Методические рекомендации «Организация летней оздоровительной работы в дошкольных учреждениях», утверждённые Министерством образования Республики Беларусь от 02 апреля 2002 г. №10-13/11 и Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 04 апреля 2002 г. №11-14/1977.
5. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 10-15/7 от 29 июня 2004 г. «Организация профилактических и оздоровительных мероприятий в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования» (исключить медико-педагогический контроль).
6. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 марта 2012 № 199 «Об организации оздоровления детей в 2012 г.».
7. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 17 мая 2012 № 12-02-13/2995/дс «О дополнительных мерах по организации оздоровления детей в летний период 2012 г.».
8. Методические рекомендации «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период» письмо Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2007 г. № И-10-16/75.
9. Методические рекомендации Министерства образования «Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях», Минск, 2006.
10. Руководство «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях», утверждённое Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 25 апреля 2000 г. № 11-14-1-2000.
11. «Об утверждении Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования». Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. №50.
12. «Об утверждении перечней вложений, входящих в аптечки первой медицинской помощи, и порядке их комплектования», в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01 августа 2005 г. №843.
13. Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228
14. Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 августа 2022 г. № 235.
15. Учебная программа дошкольного образования, Минск, Национальный институт образования, 2022г.
16. О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования» Постановление от 25 февраля 2013г. № 123
17. О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования от 27.04 2013 г. №317 (Национальный реестр правовых актов от 03.05. 2013 г. № 5/37187).
18. О разъяснении основных аспектов организации оказания медицинской помощи в учреждении дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.05.2012 № 10.17/А-18/3