Подготовка и организация прогулок по маршруту с детьми дошкольного возраста летом :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

Подготовка и организация прогулок по маршруту с детьми дошкольного возраста летом

Меню раздела

    Летние месяцы очень благоприятны для организации экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм).

    Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы, которая проводится с воспитанниками.

    Цель прогулок – оздоровление ребенка и обогащение новыми впечатлениями (наблюдения за природой, за работой взрослых в различные периоды лета). Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся один-два раза (в старших группах – до трёх) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки (согласно режиму).

    Продолжительность экскурсий для воспитанников старшей группы не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути детей старшего дошкольного возраста составляет не более 1,5-2км в один конец, для воспитанников средней группы не далее чем на 1,5км.

    Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-5 лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).
    Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра.

    По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.

    На конечном пункте на 20-30 минут организуется привал. Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.
    Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), детям предлагаются физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.), организуется посильный труд.

    Рекомендации по подготовке и проведению прогулок по маршруту
    Прогулка-поход организуется только после тщательного изучения маршрута, подбора его содержания.
    Взрослые должны:

    •  хорошо знать ягоды, грибы, растения данной местности для формирования представлений детей и в целях их безопасности;
    •  учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной);
    •  определить оптимальное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности;
    •  знать и соблюдать правила дорожного движения.

    Педагог вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение, например:

    Оборудование для прогулки-похода. Содержание аптечки

    ° рюкзаки

    ° коврики

    ° салфетки для рук

    ° корзиночки

    ° лопатки

    ° книги

    ° мячи, скакалки

    ° бадминтон, городки и т.д.

    ° емкость с водой

    ° аптечка

    ° эмблемы-флажки, обеспечивающие безопасность перехода через проезжую часть улицы.

    ° вата

    ° бинты стерильные
    и простые

    ° йод

    ° зеленка

    ° вазелин

    ° 1 % р-р марганца

    ° сода питьевая

    ° настойка валерианы
    (детям 5-7 капель)

    ° нашатырный спирт

    Заранее необходимо:
    ° Продумать одежду детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
    ° Провести с детьми беседу о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
    ° Согласовать план и маршрут с медработником, заведующим, заместителем заведующего.
    ° Известить родителей о времени проведения похода.
    ° Узнать прогноз погоды на день похода.
    ° Сформировать содержание аптечки, узнать правила пользования ею.

    Планирование прогулок по маршруту
    Перспективный план проведения прогулок по маршруту можно составить примерно по такой схеме:

    •  дата проведения,
    •  тема (или объекты наблюдения),
    •  цель,
    •  краткое описание маршрута с отметкой привалов и содержания деятельности на них),
    •  отметка о результатах проведения мероприятия.

    К каждому походу составляется сценарий, в котором указывается: место проведения, время отправления, длительность прогулки.
    Деятельность детей на привалах может включать в себя:

    • наблюдения за объектами природы,
    •  дидактические, подвижные игры,
    •  чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
    •  экспериментальную и практическую работу;
    •  формирование умений ориентироваться на местности и др.

    Карты–схемы маршрутов утверждаются на педагогическом совете, что подтверждает подпись заведующего на карте. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и места для привалов (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (расстояние между привалами) и его продолжительность по времени.
    План и маршрут похода согласовываются с медицинским работником, заведующим, заместителем заведующего по основной деятельности.
    Министерство образования обращает внимание на необходимость подведения итогов оздоровления детей в летний период в условиях дошкольного учреждения и принятия соответствующих решений.
    По итогам работы летом руководитель учреждения дошкольного образования совместно с медицинскими работниками и педагогами проводят оценку эффективности системы закаливания и оздоровления каждого ребёнка, группы и всего коллектива в целом
    Итоги обсуждаются на собраниях трудового коллектива. При оценке эффективности оздоровления учитывается:
    1. Улучшение состояния здоровья воспитанников:

    •  переход из одной группы здоровья в другую;
    •  уменьшение частоты острых респираторных и инфекционных заболеваний;
    •  улучшение состояния осанки и свода стопы.

    2. Показатели физического развития:

    •  антропометрические показатели: рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, сила мышц кисти рук.

    При оценке антропометрических показателей ребенка необходим индивидуальный подход с учётом исходного состояния физического развития с указанием причин отклонений, рекомендаций по профилактике и коррекции.
    При подготовке и организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования необходимо руководствоваться основными нормативными правовыми актами, инструктивно-методическими письмами и методическими рекомендациями Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь:
    1. Кодекс Республики Беларусь об образовании 114 января 2022 г. № 154-З
    2. «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования», Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230
    3. Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований, Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019   № 525.
    4. Методические рекомендации «Организация летней оздоровительной работы в дошкольных учреждениях», утверждённые Министерством образования Республики Беларусь от 02 апреля 2002 г. №10-13/11 и Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 04 апреля 2002 г. №11-14/1977.
    5. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 10-15/7 от 29 июня 2004 г. «Организация профилактических и оздоровительных мероприятий в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования» (исключить медико-педагогический контроль).
    6. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 марта 2012 № 199 «Об организации оздоровления детей в 2012 г.».
    7. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 17 мая 2012 № 12-02-13/2995/дс «О дополнительных мерах по организации оздоровления детей в летний период 2012 г.».
    8. Методические рекомендации «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период» письмо Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2007 г. № И-10-16/75.
    9. Методические рекомендации Министерства образования «Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях», Минск, 2006.
    10. Руководство «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях», утверждённое Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 25 апреля 2000 г. № 11-14-1-2000.
    11. «Об утверждении Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования». Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. №50.
    12. «Об утверждении перечней вложений, входящих в аптечки первой медицинской помощи, и порядке их комплектования», в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01 августа 2005 г. №843.
    13. Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228
    14. Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 августа 2022 г. № 235.
    15. Учебная программа дошкольного образования, Минск, Национальный институт образования, 2022г.
    16. О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования» Постановление от 25 февраля 2013г. № 123 
    17. О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования от 27.04 2013 г. №317 (Национальный реестр правовых актов от 03.05. 2013 г. № 5/37187).
    18. О разъяснении основных аспектов организации оказания медицинской помощи в учреждении дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.05.2012 № 10.17/А-18/3