ЗОЖ посредством игровой модели познавательного развития :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

ЗОЖ посредством игровой модели познавательного развития

Меню раздела

    Проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной.

    Для того чтобы у детей и их родителей выработать валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранение здоровья, необходимо владеть современными знаниями  о культуре здоровья.

    Валеологическое образование – система знаний о здоровье, здоровом образе жизни, факторах его образующих и разрушающих. В системе валеологического образования важное значение имеет мотивация, т.е. выработка у детей дошкольного возраста и их родителей интереса к здравосозиданию.

    В образовательном процессе с детьми дошкольного возраста эффективно использовались ваолеологические подходы:

    • Эмоциоанальный настрой воспитанников на деятельность;
    • Благоприятный тон педагога;
    • Умение педагога заинтересовать, занять, увлечь детей; снимать неприятные психологические ощущения, поощрять детей;
    • Преобладание эмоционально-позитивных качеств педагога: вежливость, заботливость, оптимизм, сдержанность;
    • Осуществление индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подходов к детям.

    В практике своей работы любой вид деятельности, преимущественно игру, необходимо направлять, прежде всего, на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни не только на уровне сознания, но и через реальные действия и поступки. Эффективно включать детей в игровую модель познавательного развития – комплекс игр, которые содействуют активизации поисковых действий и творческого представления, формированию багажа энциклопедических представлений, жизненно важных ориентиров.

    Игровая модель Никашиной Галины Александровны включает художественно-познавательные, логические, социально-адаптационные игры, минутки познания и любования, что обновляет деятельность детей через насыщение ее разнообразными проблемно-игровыми и поисковыми ситуациями. Игры-дизайны, звуко-речевые игры-фантазии направлены на познание детьми красоты и гармонии окружающей среды. Игры-экспериментирования, игры-моделирования включают детей в поиск средств и способов решения проблемно-игровых ситуаций посредством ориентировочно-исследовательских и ассоциативных действий в условиях игрового экспериментирования и художественного моделирования. Логические игры, вариативные игры-фантазии, социально-адаптационные  игры ориентированы на систематизации приобретенных представлений и направлены на творческое и практическое применение детьми познавательного опыта в разных игровых ситуациях.

    Предлагаем Вашему вниманию тематические игры-ориентации, игры-моделирования, игры-стратегии, социально-адаптационные игры направленные на расширении закрепление представлений детей о здоровье, гигиенических навыках, правилах безопасности на основе практических разработок Г.А.Никашиной.

     

    ИГРЫ-ОРИЕНТАЦИИ. Направлены на формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в общественных явлениях и объектах окружающей среды на основе игровых действий в конкретной ситуации.

    «Ай угощает друзей»

    Цель: формирование стремления к реализации условной игровой цели, развитие у детей способности к правильной ориентации в процессе выбора продуктов.

    Игровая среда: звуковая фонограмма с пением героя, схема магазина, иллюстрации с изображением продуктов питания либо отделы супермаркета на экране.

    Проектирование воображаемой ситуации: однажды Ай пригласил в гости друзей. Ему необходимо приготовить праздничный ужин, а продуктов дома недостаточно. Он решил отправиться за покупками в магазин. По дороге Ай напевал свою любимую песенку: «Ля, ля, ля…». Войдя в магазин, он увидел большие полки с аккуратно выложенными продуктами: овощами, фруктами, хлебобулочными изделиями, выпечкой, напитками, консервированными продуктами и крупами. Пройдя дальше, Ай заметил рыбный и мясной отделы, наполненные свежей продукцией, а молочный отдел особенно привлек внимание нашего посетителя.

    «Ура, все это для моих гостей!» - воскликнул Ай и стал класть в корзину все, что ему нравилось. Гости будут довольны, но полезные ли для здоровья продукты я выбрал? Что же я из них приготовлю?»

    Проблемно-поисковая ситуация: в каком магазине оказался Ай? Что из выбранных продуктов пригодиться для встречи гостей? Какие продукты полезны?

    Поисковая задача: что из этих продуктов можно приготовить на ужин для гостей.

     

    ИГРЫ-МОДЕЛИРОВАНИЯ. Содействуют развитию у ребенка способности к ориентации в процессе моделирования путей перемещения предмета во времени и пространстве.

    «Крош в аптеке».

    Цель: совершенствование представлений воспитанников о культуре и особенностях поведения в общественном месте – аптеке, создание ситуации, направленной на построение ориентировочной модели поведения человека (взрослого, ребенка), посещающего аптеку.

    Игровая среда: модели-карточки правил поведения, музыкальное сопровождение загадочного характера.

    Проектирование воображаемой ситуации: однажды зайчонок по имени Крош гулял по улицам города. Он с интересом рассматривал движущийся по дороге транспорт, идущих прохожих, высокие здания, многоэтажные дома, деревья и кусты, растущие в парке. Вдруг Крош увидел на одном из зданий интересный символ – крестик зеленого цвета, который светился и притягивал взгляд. «Что это? Что там находится?- удивился Крош, - Я хочу сюда зайти и посмотреть, что здесь происходит?»

    Малыш открыл большую белую дверь и ощутил неизвестный ранее аромат. Он увидел стеклянные витрины с маленькими коробочками и тюбиками. За витриной ходили люди в белых халатах, которые брали эти предметы и за деньги отдавали покупателям.

    «Что здесь происходит? Куда я пришел?» - Крош начал кружиться, смеяться, подбегать к витринам и трогать их руками.

    Проблемно-поисковая ситуация: где оказался Крош? Каково значение аптеки для людей?

    Поисковая задача: какое было поведение Кроша в аптеке, назвать правила поведения в аптеке.

     

    ИГРЫ-СТРАТЕГИИ. Направлены на формирование у детей дошкольного возраста разнообразных способов действий, необходимых для решения конкретной ситуации на основе личного опыта.

    «Окажи помощь другу»

    Цель: закрепление правил, необходимых для оказания первой помощи.

    Игровая среда: модели оказания первой помощи в различных ситуациях (укус, рана, солнечный удар и т.д.)

    Проектирование воображаемой ситуации: как-то раз на прогулке Даша вместе с ребятами играла в песочнице. Никита, вставая, нечаянно обсыпал сидящих рядом песком. Песчинка попала в глаз девочке… (Могут быть другие варианты: спала, перегрелась на солнышке и т.д.)

    Проблемно-поисковая ситуация: как помочь девочке?

    Поисковая ситуация: определить последовательность действий по оказанию первой помощи.

     

    СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ. Направлены на обогащение социального опыта детей путем развития способности к позитивной ориентации в отношениях между человеком и окружающим миром, а также формирование основ здорового, адекватного поведения в обществе.

    «Оля обедает»

    Цель: побуждение воспитанников к оцениванию поступков сверстников, стимулирование позитивного отношения к приему пищи и культуре пользования столовыми приборами; воспитание аккуратности и знания последовательности действий в подготовке к приему пищи.

    Игровая среда: сервированный стол, кукла.

    Проектирование воображаемой ситуации: Олю мама позвала обедать. Девочка прибежала, села за стол и улыбнулась маме. «Я проголодалась», - сказала она. «Но ты еще не вымыла руки!» - возмутилась мама. Девочка неохотно встала и пошла мыть руки. Затем села на свое место и стала кушать, огорченно поглядывая на сидевшую за столом маму. «Приятного аппетита», - произнесла тихо мама. «Спасибо, мамочка!» - улыбнулась Оля. «Доченька, возьми правильно ложку» - попросила мама. Оля разозлилась и стала капризно хныкать, качаться на стуле, стучать ложкой по столу…

    Проблемно-поисковая ситуация: как успокоить Олю? Поисковая ситуация: подумать и создать игровую ситуацию, способствующую разрешению конфликта, определить правила пользования столовыми приборами.

     

    Важным показателем сформированности ценностного отношения к здоровью выступает реальное поведение ребенка в виде проявления определенных чувств, переживаний, положительных реакций как в группе сверстников, так и в семье. Обеспечить формирование здорового поведения у детей можно с помощью системы работы, где занятия выступают важной, но не основной частью, дополняя, конкретизируя игоровую деятельность, что позволяет обеспечить интегрированный подход к решению задач образовательного компонента «Здоровье и личная гигиена» образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы  дошкольного образования.

     

     

    Литература:

    1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск, Национальный институт образования, 2012.
    2. Усс, С. Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста посредством игровой модели познавательного развития // Пралеска. 2014. - № 6. – С. 32-38.
    3. Никашина, Г.А. Весь мир в игре: игровая модель познавательного развития ребенка.- Мозырь: Белый ветер, 2005.
    4. Дедулевич, М.Н. Не пропустить мир игры: пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мозырь: Белый ветер, 2002