Роль семьи в жизни ребенка :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

Роль семьи в жизни ребенка

Меню раздела

    Роль семьи в жизни ребенка

     

    Только тогда «объединение» мужа и жены становится семьей, когда в их взаимоотношения  включаются чувства и отношение к детям, которых они родили. «Возня детей, которую считают назойливой, становится приятной, - тонко замечает Ж.Ж. Руссо, - она делает отца и мать более необходимыми, более дорогими друг другу; она сильнее завязывает между ними семейную связь». Чувства и отношение родителей к детям содействуют укреплению прочности и жизнедеятельности семьи, занятию в семье женщиной матерью, которая более тесно связана с детьми, ведущего положения и позиции, обогащению жизнедеятельности семейного микроколлектива, процессу передачи материальных, моральных, культурных ценностей старшего поколения молодому.

             Материнство и отцовство – основа семейных отношений, показатель гражданственности супругов и смысл их личного существования. По С.И. Ожегову, понятие материнство означает «состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной связи ее с детьми», отцовство – «кровное родство между отцом и его ребенком».

             Как известно, роль матери и отца в семье как воспитательном микроколлективе большая, но не равноценная. Матери от природы отведена более значимая, глубинная роль в семейном воспитании. Она обусловлена только ей присущими функциями: а) создавать и сберегать семью (семья без отца неполноценная, без матери совсем не семья); б) пробуждать у мужчины-отца и детей чувства родственной любви и кровных связей; в) осуществлять неразрывные семейные связи, в основе которых находится физиологический контакт матери с ребенком, который еще не родился. Мать в отличие от отца белее остро ощущает эти связи, ибо она живет одной жизнью с ребенком, организм которого развивается в огромнейшей и тончайшей зависимости от материнского.

             Материнство – уникальное явление, способствующее органическому соединению природного и социального. Именно материнство закладывает снование культуры и важнейших ценностей будущей личности. С помощью матери, ребенок накапливает информацию об окружающем мире, начиная с утробного периода развития; приобретает самые необходимые социокультурные качества; формирует потребность в общении с окружающими людьми; приобретает уверенность и ощущает безопасность; посредством материнской любви и ласки приобретает чувство любви к другим людям, эмоциональную восприимчивость, способность к сочувствию и сопереживанию, что важно для понимания духовного мира других людей.

             Отцовство не менее значимо в воспитании детей, нежели материнство. П.Ф. Каптеров утверждал, что для правильной постановки семейного воспитания необходим, чтобы отец и мать принимали по возможности равное участие в воспитании детей, ибо отсутствие одного или слабое участие другого сразу делает воспитание односторонним, обедняет детскую душу, вычеркивает из впечатлений ребенка много полезного и нужного, необходимо для его развития как личности.

             Обязанности по воспитанию детей являются общими как для отцов, так и для матерей. Их священный долг заключается в том, чтобы не только и не столько дать детям материальное богатство, сколько воспитать у них добродетель, благопристойность, моральность. Иоанн Златоуст обращается к родителям как воспитатель и замечает: «Ваши дети всегда будут достаточно богатыми, если получат от вас хорошее воспитание, которое будет способно упорядочить их нравы, хорошо организовать их поведение…Если бы хорошие родители старались дать своим детям хорошее воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет моральности».

             Ребенок не только объект воспитательных воздействий на него со стороны родителей, родственников, старших. Он одновременно и субъект семейного микроколлектива, ибо в свою очередь

             Ребенок не только объект воспитательных воздействий на него со стороны родителей, родственников, старших. Он одновременно и субъект семейного микроколлектива, ибо в свою очередь также влияет на родителей и других членов семьи, на стиль всей семейной жизни. Уже с момента рождения он участвует в своем собственном развитии посредством:

    -         подражания родителям, родственникам, членам семьи;

    -         принятия требований родителей и старших;

    -         сравнения, в процессе которого познает себя (самопознание), формирует идеалы, ценностные ориентации, способность ориентироваться в семейной обстановке и социальных обстоятельствах;

    -         общения, с помощью которого выражает, обогащает и утверждает свое «Я», формирует сознание, нравственные чувства, саморегулирует и самокорректирует свои поступки и поведение;

    -         самовоспитания как целенаправленной деятельности по усовершенствованию положительных и преодолению отрицательных качеств с помощью самоанализа, самоконтроля, самоубеждения, самовнушения и др.

    Анализ теории и практики общественного и семейного воспитания детей показывает, что преобладающее большинство отечественных и зарубежных ученых и практиков прошлого и современности придерживаются фундаментального методологического положения – полноценное воспитание детей возможно  благоприятной для них родной семье при наличии обоих родителей. Именно поэтому стратегическая гуманистическая цель правительства Республики Беларусь, специалистов в области семьи и детства состоит в том, чтобы всеми имеющимися путями и средствами сохранять детей в биологической семье, если она отвечает их интересам. Реализация этой важной и длительной по времени цели осуществляется различными путями и в самых многообразных формах.

             Первый путь – формирование в обществе нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для развития, воспитания и социализации детей. Длительный исторический опыт и сегодня, в условиях самых различных деформаций семьи, подтверждает незыблемый постулат: семья была, есть и будет непревзойденным естественным изначальным альтруистическим институтом действенной социализации и воспитания ребенка. Именно в семье в атмосфере любви, понимания, заботы, теплоты, сердечности и защищенности незаметно и естественно осуществляется моральное, духовное, психофизическое и эмоциональное развитие и воспитание детей.

    Второй путь – осуществление на всех уровнях мероприятий  мер по социально-экономическому, медицинскому и психолого-педагогическому обеспечению всех семей, имеющих детей.

    Третий путь – создание системы дополнительных мероприятий для проблемных семей и семей из группы риска.

    Четвертый путь – развитие социально-педагогических служб для оказания конкретных услуг детям и семьям, которые воспитывают детей.

     Подготовила специалист социально-педагогической и психологической службы

    Дмитрачёнок Н.А.

    декабрь 2020 г.