Информационный материал для родителей :: ГУО "Санаторный ясли-сад №388 г. Минска"

Информационный материал для родителей

Меню раздела

    Информационный материал для родителей

    Все мы, педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: « Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?»

    Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Познавая мир, дети часто сталкиваются с опасностью и поэтому становятся жертвами своей неопытности, беспечности или легкомыслия. У них еще нет понимания риска, не сформированы навыки безопасного обращения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайным для ребенка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.

    Чтобы избежать трагедий с детьми, нужны соответствующие воспитание и обучение их, постоянный контроль за ними. Систематически и терпеливо разъясняя ребенку, что такое опасность, как ее избежать, можно подготовить его к правильным действиям в тех или иных чрезвычайных ситуациях.

    Важно научить ребенка, что, попав в экстремальные условия, главное – не растеряться, сохранять самообладание и принять меры к спасению. Именно это поможет ему избежать трагических последствий. Поэтому необходимо дать ребенку знания по недопущению опасных ситуаций, а в случае возникновения их – по умению спастись и сообщить о происшедшем взрослым.

    По данным оперативных служб МЧС, МВД, чаще всего гибель и травматизм дошкольников происходят в результате пожаров, нарушения правил дорожного движения, при неправильном использовании домашних электроприборов, во время купания в реках и озерах, игр или катания на коньках по тонкому льду.

    Обучать навыкам безопасности нужно ненавязчиво, в жизненных ситуациях. Подсказывать, а затем и давать возможность ребенку самому находить правильное безопасное поведение.

    Правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, правила техники безопасности при эксплуатации электроприборов и т. д. Этих правил много. Можно ли их все выучить дошкольнику? Конечно, нет. Даже взрослые не обкладываются справочниками и не заучивают наизусть все существующие правила. В большинстве случаев они автоматически используют полученные в раннем детстве, усовершенствованные с возрастом и обогащенные жизненным опытом навыки по безопасности жизнедеятельности.

    Безопасность дошкольника – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни. Он учится правильно существовать в огромном мире, познавая его, избегать опасностей, а не провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы с детства ребенок грамотно обучался безопасности.

    В семье обучение дошкольников правилам элементарной безопасности нередко ведется бессистемно и не в полном объеме. Чаще всего правила преподносятся в виде коротких запретов. Это не только не удовлетворяет любопытство детей, а наоборот, вызывает повышенный интерес к запретному.

    Встречаются и такие два варианта крайностей: либо родители стараются полностью исключить опасные ситуации (например, закрывают розетки, чтобы ребенок в них не залез, ставят электронагревательные приборы на высокие предметы); либо, обычно в неблагополучных семьях, позволяют ребенку осваивать вопросы безопасности на собственном, чаще всего печальном опыте. И те, и другие неправы.

    «Тепличный» ребенок рано или поздно столкнется с чем-то непредусмотренным родителями. Возможно, та же розетка станет доступной и он обязательно « проверит», что же это такое. В таком случае, не имея знаний о безопасности поведения, ребенок получит травму.

    «Самостоятельный» ребенок получает свои уроки безопасности вместе с ранами, а такая наука имеет и более трагические последствия.

    Чтобы предотвратить чрезвычайную ситуацию, надо объяснять ребенку на доступном для него уровне опасность тех или иных предметов. Не все родители знают, как правильно это сделать. Поэтому в нашем дошкольном учреждении много внимания уделяется обучению дошкольников безопасному поведению.

    Например, как педагоги детского сада учат дошкольников правильному обращению с бытовыми электроприборами и правилам безопасного поведения в случае чрезвычайных ситуаций?

    На специально организованных занятиях, а также в свободное время, в игровых ситуациях ребятам даются основные знания о правилах безопасного поведения в быту. Более подробно мы остановимся на том, как научить детей правильно обращаться с электроприборами и о том, как должен себя вести ребенок в случае возникновения опасности.

    Ребятам уже много знают в своем возрасте, им понятно слово «электроприборы». На занятии воспитатель спрашивает у детей, какие у них есть электроприборы дома. Следующий вопрос о том, какие электроприборы родители разрешают им включать дома самостоятельно. Дети подробно рассказывают о том, что им разрешают включать родители, рассказывают о том, как они это делают. По ответам детей видно, что родители хорошо объяснили им, как включаются телевизор, чайник, электроплита, проигрыватель, утюг и даже компьютер.

    Но, когда ребятам задаются вопросы о том, как пользоваться электрическими приборами так, чтобы не возникло никакой опасности от их использования, как себя вести, если случится что-то непредвиденное, становится понятным, что вопросам безопасности использования электроприборов, дома уделяется мало времени.

    С целью исправления этой недоработки с детьми проводятся различные игры, так как знания, полученные в игре, детьми- дошкольниками усваиваются лучше всего, потому что основным вид деятельности в этом возрасте у детей остается игра.

    Во время сюжетно-ролевых игр «Дом» или «Дочки – матери» воспитатель может присоединиться к детям и предложить им погладить одежку кукле (« Вы собрались гулять на улице со своей дочкой, а у нее вся одежда мятая…»). Затем воспитатель предлагает детям свою помощь и берет игрушечный утюг, чтобы погладить кукле одежду. Участие взрослого в игре всегда привлекает внимание всех детей. Они начинают наблюдать за действиями воспитателя. Воспитатель с целью закрепления знаний детей просит их подсказывать, как нужно включить утюг, преднамеренно делая различные ошибки: берется рукой за шнур, ставит утюг не на подставку, а на доску, трогает рукой уже включенный утюг… Ребята почти всегда замечают все ошибки и начинают указывать на то, что было сделано неправильно. Если какое-то неправильное действие взрослого дети не заметили, им указывается на то, что еще было сделано неправильно.

    Детей обязательно нужно похвалить за их внимательность и тут же задать вопросы: почему нельзя держаться рукой за шнур, когда включаешь электрический прибор, почему нельзя ставить утюг на доску, почему нельзя трогать горячий утюг рукой, почему нельзя трогать розетку руками? Затем кого-то из детей просят включить утюг правильно, а остальным предлагается внимательно наблюдать за тем, чтобы не было ошибок.

    Во время эксплуатации электроприборов всегда могут случиться нештатные ситуации, если электроприбор сломается.

    Как убедить детей, что, несмотря на то, что они умеют хорошо включать и выключать бытовую технику, не причиняя себе никакого вреда, нельзя забывать о том, что электроприборы все-таки очень опасны?

    Для этого нужно дать понять им наглядно, что может случиться, если электроприбор выйдет из строя или останется без присмотра. На одном из занятий в группе ребятам была дана возможность всерьез задуматься о том, насколько опасны электрические приборы. На занятии на глазах у детей воспитатель включила в розетку электрочайник и, пока он нагревался, стала задавать детям вопросы о том, как правильно включать электрочайник, можно ли открывать крышку греющегося чайника, подносить руку к носику, трогать чайник мокрыми руками. Затем, когда чайник закипел, из носика пошел пар, вода в нем шумно забулькала, был задан вопрос о том, как же узнать, что чайник уже закипел? Ребята правильно ответили, что из носика пойдет пар, что вода будет булькать, что чайник щелкнет, погаснет горящая лампочка. Первые два признака закипевшего чайника были налицо: пар из носика и бульканье кипящей воды. Но чайник все равно не выключался! Он не выключался, продолжал кипеть, и не гасла лампочка. Был задан вопрос: почему так происходит?

    Вначале ребята стали предполагать, что чайник еще просто не закипел, а только начал кипеть, но потом, когда уже стало понятно, что он не выключается подозрительно долго, был найден верный ответ: ЧАЙНИК НЕИСПРАВЕН!

    Таким образом, дети смогли наглядно убедиться, что электроприборы могут сломаться. И тогда наводящими вопросами воспитатель подвела их к тому, что же может случиться, если вдруг такое произойдет дома и возле чайника долгое время никого не будет, если взрослые или ребенок оставят его без присмотра? Ответы были правильными : выкипит вся вода и чайник загорится. И тогда на вопрос воспитателя, можно ли оставлять без присмотра дома включенными чайник, утюг, телевизор, стиральную машину, нагреватель и другое, был однозначный ответ – нет, потому что в электроприборы могут ломаться и тогда может случиться пожар.

    Далее дети с подсказки воспитателя стали уже рассуждать, что же делать, если все-таки пожар случился, а ребенок дома один?

    В результате коллективного обсуждения этого вопроса были сделаны следующие выводы:

    ​ Нужно срочно уйти из квартиры и позвонить в дверь соседям, чтобы сообщить им о случившемся.

    ​ Если соседей нет дома, нужно бежать на улицу и рассказать об этом прохожим.

    ​ Если на улице вдруг никого нет, нужно срочно позвонить в пожарную.

    ​ Телефоны пожарной службы – 101, 112 туда можно позвонить из любого телефона-автомата без карточки, назвать свой адрес и рассказать о случившемся.

    ​ Если дома были взрослые и кого-то ударило электрическим током, а соседей тоже нет дома – нужно звонить в «скорую помощь».

    ​ Телефон «скорой помощи» -103, при звонке опять нужно обязательно назвать свой домашний адрес и рассказать и несчастье.

    ​ Если пожар от загоревшегося электроприбора случился внезапно и уже нет возможности уйти из квартиры, ни в коем случае не гасить электроприбор водой, а постараться выдернуть за вилку шнур из розетки и срочно звонить в службы спасения по домашнему телефону.

    После этих рассуждений было решено поупражняться в звонках в службы спасения. Ребятам по очереди предлагался телефон, по которому они должны были «позвонить» в пожарную службу и в «скорую помощь». Эта игра хороша тем, что она позволяет проверить, знает ли ребенок свой домашний адрес и номера телефонов службы спасения. А также сможет ли ребенок правильно объяснить ситуацию, которая произошла дома, диспетчеру службы. Роль диспетчера по очереди могут играть как взрослый, так и ребенок.

    Такие игры или аналогичные им и беседы с ребенком нужно проводить дома регулярно, до тех пор, пока вы не убедитесь, что ваш ребенок хорошо усвоил правила пользования электроприборами и знает, как нужно вести себя в случае опасности. Не забывайте, пожалуйста, проверять, хорошо ли знает ваш ребенок домашний адрес, номера телефонов службы спасения. Возможно ему не раз в жизни пригодятся эти знания.

    В консультации использованы материалы методических пособий:

    1) Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольника».

    2) Загвоздкина Т. В. « Учим дошкольников безопасности».